Главная

Новости

 

Расписание

Преподаватели

О занятиях

  

О йоге

Индия

Литература

 

Как нас найти

                                                    Шри Б.К.С.        

О йога-сутрах Патанджали

 Из вступительной части книги Шри Б.К.С. Айенгара

"Прояснение йога-сутр Патанджали".

         "Йога-сутры" делятся на четыре главы или пады (части или четверти), которые охватывают искусство, науку и философию жизни. 196 сутр сжаты, точны, глубоки и благочестивы по подходу. Каждая сутра - кладезь мыслей и мудрости, призванный провести кандидата (садхаку) к полному постижению его истинной природы. Знание ведет к переживанию совершенной свободы вне границ обычного понимания. Пылко изучая сутры и будучи преданным, садхака получает полное просветление от факела возвышенной мудрости. Выполняя свою практику, он излучает доброжелательность, дружественность и сострадание. И знание, добытое в субъективном переживании, дает ему радость, гармонию и покой.

        Различные школы мысли по-разному толкуют сутры (так же, как и Бхагават-Гиту), подчеркивая либо их особенный путь к Само-Постижению, либо карму (действие), джняну (мудрость) или бхакти (преданность). Каждый комментатор основывает свое толкование на определенном ключе или ключевых темах, накладывая на них свои мысли, чувства и переживания. Моя интерпретация взята из изучения йоги длиною с жизнь, из переживаний, почерпнутых из практики асан, пранаямы и дхияны. Я использую эти ключевые аспекты йоги в толковании сутр, причем наиболее просто и прямо, не отклоняясь от традиционных значений, которые дала им преемственность учителей. 

     ом 

Четыре главы или пады суть:

 1. Самадхи-пада (о созерцании).

 2. Садхана-пада (о практике).

 3. Вибхути-пада (о свойствах и способностях).

 4. Кайвалья-пада (об освобождении и свободе).

          Четыре пады соотносятся с четырьмя варнами (разделениями труда); четырьмя ашрамами ( ступенями жизни); тремя гунами (свойствами природы: саттва, раджас, тамас) и четвертым свойством, которое им не подвластно (гунатита); четырьмя пурушартхами (жизненными целями). В заключительной сутре четвертой пады Патанджали говорит о кульминации пурушартх и гун как высшей цели йогической садханы. Вероятно, эти представления во времена Патанджали были абсолютно понятными, поэтому в первых главах он не говорит о них прямо, разъясняя их лишь в самом конце книги.

         Конечный результат следования по пути, проложенному Патанджали, - это переживание не требующего усилий, неделимого состояния видящего.

        Первая пада равнозначна труду по дхарма шастре, науке религиозного долга. Дхарма - это то, что защищает, подкрепляет и поддерживает человека, который попал, попадает или вот-вот попадет в соприкосновение со сферой этики, физической и умственной практики или духовной дисциплины. Мне кажется, что вся концепция йоги у Патанджали основана на дхарме, законе, навечно унаследованном традицией Вед. Цель закона дхармы - освобождение.

      Если дхарма - семя йоги, то кайвалья (освобождение) - ее плод. Это разъясняет заключительную сутру, которая описывает кайвалью как состояние, лишенное побуждений и свободное от всех мирских целей и природных свойств. В кайвалье йог сияет своим разумом, произрастающим из видящего, атмана, не зависящего от органов действия, чувств восприятия, ума, разума и сознания. Йога, по сути, - путь к кайвалье.

       Дхарма, организованная наука долга, является частью восьмиступенчатого пути йоги (аштанга-йога), которую Патанджали в подробностях описывает. Когда восемь дисциплин исполняются благочестиво и преданно, они помогают садхаке достичь физической, умственной и эмоциональной крепости, так что он может быть невозмутимым при любых обстоятельствах. Он учится познавать Высшую Душу, Брахмана, и жить речью, мыслью и действием в соответствии с высшей истиной. 

ом  

Самадхи-пада

     Первая глава, Самадхи-пада, дает определение йоге и движениям сознания, читта вритти. Она адресована тем, кто уже высоко развит, позволяя им удерживать возвышенное состояние образованного, зрелого разума и мудрости. Человеческие души, которые переживают самадхи рано при жизни, встречаются, однако, редко, ибо самадхи - последняя ступень восьмиступенчатого пути йоги. Самадхи - это возможность увидеть душу лицом к лицу, абсолютное, неделимое состояние существования, в котором стираются все различия между телом, умом и душой. Такие мудрецы, как Ханумам, Шука, Друва, Пралада, Шанкарачарья, Джнянешвар, Кабир, Свами Рамдас из Махараштры, Рамакришна Парамахамса и Рамана Махарши, получили развитие напрямую в кайвалью, без переживания промежуточных состояний жизни или различных ступеней йоги. Все действия этих великих провидцев исходили из их душ, и всю свою жизнь они пребывали в состоянии неомраченного блаженства и чистоты.

      Слово "самадхи" состоит из двух частей. "Сама" означает "ровный, сходный, прямой, выпрямленный, беспристрастный, справедливый, добрый, добродетельный", "адхи" - "сверху, над", т.е. вместе это - неразрушимый провидец. Самадхи есть пересечение с источником сознания - провидцем - и последующее растворение его сущности, беспристрастное и равномерное, в каждой частичке разума, ума, чувств и тела.

       Можно предположить, что Патанджали, начиная с экзегезиса самадхи, стремился привлечь те редкие души, которые уже встали на порог Само-Реализации, и провести их к переживанию состояния самой недвойственности. Для нас, непосвященного большинства, соблазнительная перспектива самадхи, раскрытая в труде Патанджали так скоро, служит светильником, который ведет к дисциплине йоги и будет очищать нас до того мига, пока не проявится наша собственная душа.

       Патанджали описывает неустойчивость, колебания и видоизменения мысли, которые нарушают покой сознания, и приводит различные дисциплины, посредством которых они могут быть остановлены. Отсюда происходит йога, названная садханой (практикой) ума. Такая садхана возможна только в том случае, когда накопленные плоды, происходящие из благих поступков прошлых жизней (самскар), праведны по своей сути. Самскары - это запас наших прошлых восприятий, инстинктов и сублимированных или скрытых впечатлений. Если они являются благими, то служат стимулом для поддержания высокого уровня чувствительности, необходимого для следования по духовному пути.

       Сознание пропитано тремя свойствами (гунами) освещенности (саттва), колебания (раджас) и инерции (тамас). Гуны окрашивают и наши поступки: в белый (саттва), красный (раджас) и черный (тамас). Через йогическую дисциплину, и действия, и разум выходят за пределы этих свойств, и видящий приближается к переживанию своей собственной души кристально чистым, свободным от относительных атрибутов природы и поступков. Это состояние чистоты и есть самадхи. Йога, таким образом, - и средства и цель одновременно. Йога - самадхи, а самадхи - йога.

      Самадхи делится на два основных типа. Сабиджа, или сампраджнята-самадхи, достигается осознанным усилием, когда для сосредоточения, в качестве "семени", используется предмет или мысль. Нирбиджа-самадхи лишена семени или поддержки.

      Патанджали объясняет, что до переживания самадхи деятельность сознания зависит от пяти факторов: правильного восприятия, неправильного восприятия (когда чувства вводят в заблуждение), неправильного представления или двусмысленности (когда человека подводит ум), сна и памяти. Душа чиста, но из-за загрязнения и неверной регулировки сознания она попадает в спицы колеса радости и горя, становясь частью страдания, - как паук, пойманный в ловушку собственной паутиной. Эти радость и горе могут быть болезненными и безболезненными, познаваемыми и непознаваемыми.

     Свобода, то есть непосредственное переживание самадхи, может быть достигнута только через дисциплинированное поведение и отказ от чувственных удовольствий и потребностей. Это осуществимо при абсолютной верности "двум столпам" йоги: абхъясе и вайрагъе.

     Абхъяса (практика) - это искусство обучения, которое необходимо постигать, культивируя дисциплинированное действие. Она требует длительного, усердного, спокойного и упорного усилия. Вайрагъя (отрешение или отказ) - искусство избегнуть то, что необходимо избегнуть. И абхъяса, и вайрагъя требуют положительного и добродетельного подхода.

     Практика - производительная сила преобразования или прогресса в йоге, но сама по себе она порождает лишь неукрощенную энергию, которая, словно под действием центробежных сил, выбрасывается наружу, в мир материи. Отрешение смиряет этот энергетический выброс, защищая практикующего от привязанности к чувственным объектам и перенаправляя энергии центростремительно, к сердцу существа.

      Патанджали учит садхаку выращивать дружественность и сострадание, радоваться счастью других и оставаться равнодушным к пороку и добродетели, чтобы смочь удержать в себе равновесие и покой. Он советует садхаке следовать этическим дисциплинам ямы и ниямы (десяти предписаниям, подобным Десяти Заповедям), которые управляют поведением и практикой, составляя основу духовного развития. Затем Патанджали приводит различные методы, с помощью которых сознание отрешается от своих интеллектуальных и эмоциональных побуждений и принимает образ души - образ вселенский, лишенный личной и материальной тождественности. Теперь садхака исполнен ясности, провидения и истины. Душа, до сих пор непроявленная, открывается ищущему. Ищущий становится видящим - он входит в нирбиджа самадхи, состояние, где нет семени или поддержки.
 

ом  

Садхана-пада

       Во второй главе, Садхана-паде, Патанджали спускается до уровня людей духовно неразвитых, чтобы помочь и им устремиться к абсолютной свободе. Здесь вводится слово "крия-йога". "Крия" означает "действие", и крия-йога подчеркивает необходимость выполнения садхакой динамического усилия. Крия-йога состоит из восьми йогических дисциплин: ямы и ниямы, асаны и пранаямы, пратьяхары и дхараны, дхияны и самадхи, - сжатых в три ряда. Ряд, образованный первыми двумя парами - ямой и ниямой, асаной и пранаямой - составляет тапас (религиозный дух практики). Второй ряд - пратьяхара и дхарана - это самоизучение (свадхъяйя). Третий - дхияна и самадхи - это Ишвара пранидхана, предание личного "я" Вселенскому Духу, Богу (Ишваре).

      Таким образом, в "Йога-сутрах" Патанджали охватывает три великих пути Индийской философии. Кармамарга, путь действия, заключен в тапасе; джнянамарга, путь знания, - в свадхъяйе; бхактимарга, путь предания Богу, - в Ишвара пранидхане.

      В этой главе Патанджали определяет авидью, духовное незнание, как источник всякого горя и несчастья. Авидья - первая из пяти клеш, или несчастий, и корень всех остальных: эгоизма, привязанности, отвращения и цепляния за жизнь. Из клеш возникают желания, которые сеют семена горя.

      Несчастья бывают трех видов: самонанесенные, унаследованные и возникшие от неуравновешенности элементов в теле. Все они - следствия поступков человека в этой или предыдущих жизнях, их необходимо преодолеть: через практику и отрешение в восьми йогических дисциплинах, охватывающих очищение тела, чувств и ума, - через интенсивный труд, посредством которого семена сгорят, загрязнения исчезнут, и ищущий достигнет состояния ясности, где сольется с провидцем.

      Для того, кто лишен этической дисциплинированности и физического здоровья, нет духовного просветления. Тело, ум и дух неразделимы: если тело спит, то и душа спит.

      Ищущего учат выполнять асаны, чтобы он ближе познакомился со своим телом, чувствами и разумом, развил в себе живизну, чувствительность и силу сосредоточения. Пранаяма дает контроль над тонкими свойствами элементов - звуком, осязанием, формой, вкусом и запахом. Пратьяхара отрешает  ум от органов действия и восприятия.

       Садхана-пада на этом заканчивается, но Патанджали переносит дхарану, дхияну и самадхи (тонкие аспекты садханы) в следующую главу, Вибхути-паду. Они отрешают ум в сознание, а сознание - в душу.

      Путешествие от ямы к пратьяхаре, описанное в Садхана-паде, завершается в море успокоения, на котором нет ряби. Если читта - море, то его движения (вритти) - рябь. Тело, ум и сознание находятся в общении с душой; они теперь свободны от привязанностей и отвращений, воспоминаний о месте и времени. Загрязнения тела и ума очищены, рассветное сияние мудрости побеждает незнание, невинность заменяет собой высокомерие и гордость, и ищущий становится видящим.

ом  

 Вибхути-пада

     Третья глава рассказывает о божественных воздействиях йогической садханы. Говорят, что садхака, пребывающий в этом состоянии, наделен полнотой знания о прошлом, настоящем и будущем, а также о солнечной системе. Он читает в умах других. Он получает восемь сверхъестественных способностей "сиддхи": способность становиться маленьким и большим, легким и тяжелым, исполнить любое свое желание, добиться верховной власти и господства над предметами.

      Эти достижения опасны. Садхаку предупреждают, что он должен отвергнуть их искушения и последовать дальше по духовному пути.

      Комментарий сутр мудреца Вьясы приводит примеры тех, кто попал в ловушку этих способностей, и тех, кто остался свободен. Нахуша, принадлежавший миру смертных, стал Владыкой неба, но использовал свою мощь неправильно, отпал от милости и был послан обратно на землю в образе змея. Урваши, знаменитая мифическая нимфа, дочь Нара Нараяна (сына Дхармы и внука Брахмы), превратилась в ползучее растение. Агалья, поддавшись чувственному искушению, был проклят Гаутамой и стал камнем. С другой стороны, Нанди, бык, дошел до Господа Шивы. Матсия, рыба, стал Матсиендранатом, величайшим хатха-йогом земли.

     Если садхака поддастся соблазну сиддх, он уподобится человеку, убегающему от бури, чтобы попасть в смерч. Если он устоит и будет крепок на духовном пути, то испытает кайвалью, неделимое, неопределимое, неразличимое состояние существования.

  
ом  

Кайвалья-пада

    В четвертой главе Патанджали разделяет кайвалью и самадхи. В самадхи садхака переживает пассивное состояние единства между видящим и увиденным, наблюдателем и наблюдаемым, субъектом и объектом. В кайвалье он живет положительным состоянием жизни, находясь над тамасическим, раджасическим и саттвическим воздействием трех природных гун. Он передвигается по миру и выполняет свою каждодневную работу бесстрастно, не вовлекаясь.

     Патанджали говорит, что возможно пережить кайвалью при рождении, употребляя лекарства (наркотики), повторяя мантру, через тапас (интенсивное, дисциплинированное усилие) и через самадхи. Из перечисленных способов только последние два развивают зрелый разум и ведут к стабильному росту.

     Человек может способствовать своему прогрессу или вредить ему, совершая благие или дурные поступки. Занятия йогой ведут к духовной жизни; не-йогические поступки привязывают человека к миру. Эго, ахамкара, - корень причины хороших и плохих дел. Йога освобождает ум от сорной травы и помогает ищущему соприкоснуться с источником всех действий - сознанием, где хранятся все прошлые впечатления (самскары). Когда через йогическую практику удается проследить этот конечный источник, садхака мгновенно освобождается от реакций на свои действия. Желания оставляют его. Желание, действие и реакция - спицы в колесе мысли, но когда сознание становится твердым и чистым, они устраняются. Движения ума прекращаются. Садхака становится совершенным йогом, искусным в поступках. Как фитиль, масло и пламя в сочетании дают свет, так объединяются мысль, речь и действие, и знание йога становится полным. Для других, для тех, чье знание и понимание ограниченно, объект - это одно, переживание объекта - другое, а слово - нечто отличное, третье. Эти шатания ума калечат способность человека к мысли и действию.

      Йог различает колеблющуюся неопределенность мыслительных процессов и постижение "Я", которое неизменно. Он выполняет свою работу в миру, как свидетель, невовлеченный и неподверженный влияниям. Его ум отражает свой собственный образ, неискаженный, как кристалл. В этой точке прекращается всякое размышление и обдумывание, и переживается освобождение. Йог живет в опыте мудрости, не окрашенный эмоциями желания, гнева, алчности, пристрастия, гордости и злобы. Эта закаленная мудрость порождает истину (ритамбхара-праджня). Она ведет садхаку к добродетельному познанию, дхарма-мегха-самадхи, которая подарит ему водопад знания и мудрости. Садхака погружается в кайвалью, немеркнущий свет души, освещающую божественность не только в нем самом, но и в тех, кто с ним соприкасается.

     Я закончу этот пролог цитатой из "Вишну-Пураны", которую приводит Вьяса в своем комментарии к "Йога-Сутрам": "Йога - учитель йоги; йога понимается через йогу. Итак, живи йогой, чтобы познать йогу; постигай йогу через йогу; тот, кто не отвлекается, наслаждается йогой через йогу".

 
 
Назад   "О йоге"

  Вперед  "Садхана - путь к свободе"

                      " О воспитании"

               Шри Б.К.С. Айенгар

 
Ярославская региональная общественная организация «Ярославский центр йоги»

1993 - 2007