Главная

Новости

 

Расписание

Преподаватели

О занятиях

  

О йоге

Индия

Литература

 

Как нас найти

                                                        О религии. Ответы Матери на вопросы учеников,1929 год.

МатьЧто в действительности представляет собою религия? Является ли она препятствием на пути духовной жизни?

   Религия относится к сфере деятельности высшего разума человечества. Она представляет собой попытку человека приблизиться, насколько это в его силах, к тому, что превосходит его самого и что он называет Богом, Духом, Верой, Знанием, Бесконечным, — к некоторому Абсолюту, который человеческий ум не может, но тем не менее стремится постичь. Религия может иметь божественное происхождение, но в настоящее время ее сущность определяется уже не божественным, а целиком человеческим элементом.

   В действительности, говорить следует не о религии, а о религиях; ибо людьми создано множество религий. И почти все эти религии, хотя и различны по своему происхождению, но создавались одинаковым образом. Нам известно, как возникла христианская религия. Но, конечно, не Иисус в ответе за то, что именуется христианством. Христианство — плод коллективной работы нескольких очень знающих и искушенных людей. Ничего общего с Божественным не было в том, как оно создавалось, ничего от Божественного нет и в том, как оно функционирует. В то же время оправданием или причиной возникновения этой религии послужили, без сомнения, откровения божественного существа, пришедшего из иного мира и принесшего с собой на землю из высоких сфер некоторое знание и некую истину. Принесший истину принял за нее страдания. Но очень немногие поняли то, что он говорил, очень немногие взяли на себя труд открыть для себя истину, за которую были приняты страдания, отыскать эту истину и жить в согласии с ней. Будда, уйдя от мира и предавшись медитации, открыл путь спасения от земных страданий и нужды, от болезни, смерти, желания, греха и голода. Он узрел истину и попытался передать ее своим ученикам и последователям. Но еще при его жизни учение его подверглось искажениям, уводящим от его подлинного смысла. Буддизм, как религия, появился уже после смерти Будды и сложился на основании изречений, приписываемых самому учителю, и комментариев к ним, раскрывающих внутренний смысл его высказываний. 

МатьНо очень скоро из-за того, что его ученики и ученики учеников оказались не в состоянии прийти к единому мнению относительно того, что сказал или хотел сказать учитель, в буддизме возникло великое множество сект и подсект — «Малая Колесница» или Путь Юга, «Большая Колесница» или Путь Севера, Путь Дальнего Востока, каждая из которых заявляла, что именно она, единственная, несла учение Будды во всей его самобытности и первозданной чистоте. То же самое произошло и с учением Христа. На основе христианства возникло множество церковных направлений. Часто можно слышать, что если бы Христос вернулся, то не узнал бы своего учения в том виде, в котором оно реализовано на земле. И точно так же, если бы Будда увидел, во что превратили его учение, он в отчаянии поспешил бы обратно в Нирвану! Ту же          Дж.Нэру, Индира Ганди у Матери

историю вам поведает любая из религий. Возникновение религии связано с пришествием в мир какого-либо великого учителя, который, являясь воплощением божественной истины, пытается раскрыть ее людям; но люди делают из нее предмет спекуляций, создавая с ее помощью чуть ли не политическую организацию. Религия имеет свои органы управления, свою политику и законы со своими постулатами и догматами веры, уставом и распорядком, ритуалом и обрядами, причем ее приверженцам вменяется в обязанность принять все это как нечто абсолютное и неприкосновенное.

  Мать И как любое государство, организованная подобным образом религия раздает награды тем, кто ей верен, и карает мятежников и заблудших, еретиков и отступников. Первый и главный догмат веры таких твердо сложившихся, оформившихся религий всегда один и тот же: «Моя религия — высшая, единственно правильная; все прочие — ложные или, в любом случае, находятся на более низкой ступени». Ибо ни одна из религий, опирающихся на веру, не могла бы существовать без этого основополагающего догмата. Если вы не верите и не провозглашаете, что обладаете единственной и высшей истиной, то вам не удастся повлиять на чувства людей таким образом, чтобы привлечь к себе большие массы верующих. Эти убеждения свойственны религиозному складу ума; но как раз из-за них религия вступает в противоречие с духовной жизнью. Религиозные догматы и постулаты — это всего лишь ментальные построения, и если вы ограничиваете себя ими, превращая их в свой кодекс поведения, то это означает, что вы не знаете и не можете знать истину духа, ибо она — свободная и необъятная — простирается далеко за рамки всех кодексов и догматов. Когда вы не идете дальше религиозного вероисповедания, связывая им себя и принимая его за единственную истину в мире, вы тем самым не позволяете развиваться и расти своему внутреннему существу. Вместе с тем, если взглянуть на религию под иным углом зрения, то можно увидеть, что она не обязательно является препятствием для развития всех людей вообще. Если рассматривать религию как одно из высших проявлений человеческого духа, если видеть в ней стремление людей к Высшему — при этом полностью давая себе отчет в ее несовершенствах, порожденных человеком — то тогда она с успехом может оказать вам помощь в продвижении к духовной жизни. Если вы отнесетесь к религии с должным вниманием и серьезностью, вам откроется в ней истина, скрытая за внешними формами и стремление к Высшему, божественное вдохновение, стоявшее у ее истоков, в дальнейшем искаженное вмешательством людей, их толкованиями и учреждениями; при правильном отношении к ней религия принесет вам свет в движении по пути, послужит помощью в духовном устремлении. Во всех религиях неизменно находятся определенные эмоционально одаренные люди, одержимые подлинным и горячим устремлением к Высшему, но при этом обладающие заурядными умственными способностями и не ощущающие потребности в постижении Божественного путем знания. Религия для подобных натур полезна и чаще всего даже необходима; ибо в ее внешних формах, таких как церковные обряды, они находят определенную помощь и поддержку в своем внутреннем духовном стремлении к Высшему. Во всех религиях есть и такие, кто достиг высокого уровня духовного развития. Но не религии обязаны они своей духовностью; скорее наоборот, они сами привнесли духовность в религию. В любом другом месте, то есть родившись в совершенно ином вероисповедании, они бы жили такой же духовной жизнью. Именно их собственные способности, сила внутреннего существа, а не исповедуемая ими религия сделали их такими. А причина этого кроется в том, что религия для них не рабство и не тяжкий долг. Но не обладая сильным, ясным, деятельным умом, им ничего не остается, как слепо верить, что та или иная догма служит выражением абсолютной истины, для того чтобы посвятить ей себя без всяких вопросов и тревожных сомнений. Такие люди мне встречались повсюду, независимо от их религиозной принадлежности; и было бы преступлением поколебать их веру. Религия для них не является препятствием; она препятствие для тех, кто может превзойти этот уровень; для тех же, кто не может выйти за рамки религиозности, но способен, в то же время, достичь определенных высот на путях постижения духа, религия часто явМатьляется подмогой. 

   Религия подвигла человека как на самые дурные, так и на самые прекрасные деяния. Во имя религии развязывались самые страшные в истории войны, совершались самые безобразные злодеяния. И в то же время религия вдохновляла на высшие проявления героизма и самопожертвования. Религия, как и философия, обозначает высшую достижимую границу для человеческого разума. Она обращается в тяжелые оковы, становится непреодолимым препятствием, если вы стали рабом ее внешней формы; если же вам доступна ее внутренняя суть, она может стать для вас трамплином для полета в царство Духа. Кто исповедует ту или иную веру или постиг определенную истину, всегда склонен считать, что он один является обладателем истины полной и окончательной. Такова человеческая природа! Человек как будто нуждается во лжи, чтобы идти своим путем и прямо держаться на ногах. Если людям дано было бы увидеть истину, они бы не выдержали ее бремени. Всякий раз, как на землю нисходит и воплощается божественная истина и сила, в земной атмосфере происходят изменения. При этом все, кто обладает восприимчивостью, под воздействием этого нисхождения начинают получать прозрения, у них открывается определенное сверхчувственное видение. Если бы они могли на словах передать пережитый ими опыт, они бы сказали: «Произошло нисхождение великой силы; у меня есть связь с ней, и как я сам это все понимаю, так вам и буду говорить». Но в большинстве своем люди к этому не способны из-за своейумственной ограниченности. Их охватывает, так сказать, озарение, одержимость, и вот они уже кричат: «Я обладаю божественной истиной во всей ее полноте!» На земле сейчас существуют, по меньшей мере, дюжины две людей, считающих себя Христом или Буддой; одна Индия может похвастаться несметным числом Аватаров, не говоря уже о менее значительных воплощениях. При таком взгляде на вещи картина получается смешная; но если не обращать внимания на внешнюю видимость, все будет выглядеть не так глупо, как кажется на первый взгляд. В действительности, дело в том, что человеческая личность входит в контакт с неким существом, некой силой и нарекает это нечто Буддой или Христом, или любым другим известным ей именем, в соответствии с полученным воспитанием и религиозной принадлежностью. Трудно точно установить, был ли контакт с самим Буддой или Христом. Но никто не может также и отрицать, что вдохновение исходило из того же источника, что питал Христа или Будду.Мать

   Потому что вполне возможно, что человек мог быть инспирирован подобным источником; но если бы во всех подобных случаях люди обладали простотой и скромностью, они говорили бы только о том, что произошло, и не больше, а именно, что они инспирировались таким-то великим Духом, вместо того чтобы выдавать себя за Него. Я знала такого человека, он считал себя сразу и Буддой, и Христом в одном лице. Он действительно пережил определенный духовный опыт, воспринял истину и ощутил Божественное Присутствие в себе самом и в других. Но опыт оказался ему не по силам, полученная истина превосходила его способности восприятия; от этого разум у него помутился, и на следующий же день он ходил по улицам, провозглашая, что в нем воедино сошлись Христос и Будда. Божественное Сознание осуществляет свою работу во всех этих людях, прокладывая путь к своей реализации на земле. И сейчас эта работа ведется как никогда активно. Одни, способные в какой-то степени воспринимать Высшее Сознание, искажают то, что им дается, используя это в своих личных интересах. Другие, не выдерживая кон такта с Божественным Сознанием, теряют рассудок. И есть лишь небольшое число людей, способных воспринимать влияние Высшего Сознания, сохраняя при этом необходимое внутреннее равновесие, они-то и усваивают настоящее Знание, становятся его орудиями и проводниками. Если вы хотите узнать, чего в действительности стоит вероисповедание, в котором вы родились и были воспитаны, или получить верное представление о стране и обществе, к которым принадлежите по факту рождения, то есть если хотите убедиться в относительности существующих представлений о морали и нравственности, вам достаточно будет проехать по свету, чтобы понять, что то, что, по-вашему, хорошо, считается дурным где-нибудь в другом месте, и понятия добра и зла меняются в зависимости от географии места. Все нации и религии в одинаковой степени сложились на основе множества обычаев и традиций. Во всякой из них вы найдете как своих героев и святых, великих и сильных личностей, так и людей ничтожных и злых. Вы поймете, до какой степени смешно говорить: «Раз я воспитан в этой религии, то, значит, она единственно правильная; я родился в этой стране, значит, она самая лучшая в мире». Те же аргументы можно было бы выдвинуть и в отношении семьи: «Я происхожу из семьи, которая живет там-то и там-то вот уже столько лет или даже веков; и раз я подчиняюсь ее традициям, значит, только в них заключен идеал». Только в том случае, когда вы свободно делаете выбор, не навязанный вам извне, он приобретает для вас внутреннюю ценность, становится реальным. Вы должны сознательно выбирать и религию, и страну, и даже семью. Если не задумываясь принимать то, что преподносит Случай, нельзя быть уверенным в том, что это хорошо или плохо и насколько нужно для жизни вообще. Попытайтесь отвлечься от всего, что является вашей естественной средой, от своего наследия, сложившегося и навязанного вам в результате слепой механической деятельности Природы; углубившись в себя, посмотрите вокруг спокойно и бесстрастно. Дайте оценку всему, что вас окружает, и свободно сделайте свой выбор. Только тогда вы сможете действительно сказать: «Вот моя семья, моя страна, моя религия». Даже совсем немного углубившись в себя, можно обнаружить, что в каждом из нас присутствует сознание, претерпевшее за многие века воплощения в различных формах. Каждый из нас прошел через рождения в разных странах, среди разных наций, исповедовал самые различные религии. Каковы же тогда основания считать, что вероисповедание, к которому вы принадлежите сегодня, — наилучшее? Опыт, накопленный нами в продолжении всех жизней — в разных странах и религиях, — сохранен в нашем внутреннем сознании, которое связывает блМатьагодаря присущей ему непрерывности всю цепь наших прошлых жизней. 

   В нас сосуществует множество индивидуальностей, образовавшихся под влиянием полученного в прошлом опыта; когда мы начинаем осознавать свою многоликость и многоплановость, тогда становится невозможно говорить об отдельной, частной истине как о единственной и абсолютной, об одной стране как о своей единственной родине, об одной религии как о единственно правильной. Некоторые люди, родившись в одной стране, по складу своего сознания принадлежат к другой. Мне приходилось встречать урожденных европейцев, по своему сознанию принадлежавших к индийской культуре, с другой стороны, и урожденных индусов с душой европейцев. А среди японцев, например, я видела как индусов, так и европейцев. Любой из таких людей, посетив страну или соприкоснувшись с родственной его духу культурой, будет чувствовать себя там совершенно как дома. Если ваша цель — жить в свободе Духа, вам следует избавиться от всех связей, которые не составляют внутренней истины вашего существа, а сложились под влиянием подсознательных привычек. Если вы хотите безраздельно посвятить себя Божественному, то ваше самопосвящение должно быть искренним и всеохватывающим; ни одной частицей вашего существа вы не должны быть привязаны ни к чему другому. Вы, вероятно, скажете, что это не так-то просто — обрубить разом решительно все привязанности! Но не доводилось ли вам, оглядываясь назад, на прожитую жизнь, отмечать перемены, которые произошли в ней за последние несколько лет? Оглядываясь назад, вы почти всегда удивляетесь тому, что вы тогда чувствовали и как поступали, как будто это были не вы, а кто_то другой; вы даже не узнаете себя в том человеке, каким вы были каких-нибудь десять лет назад. Можно ли при этом говорить, что вас что_то связывает с прошлым или настоящим? И как вы можете заранее определить, что может и чего не может произойти в будущем? Все свои взаимоотношения, взаимосвязи вы должны заново построить на основе свободы внутреннего выбора. Своими привычками и укладом жизни вы обязаны влиянию среды, коллективным внушениям и выбору, который за вас кто-то сделал. В самом факте вашего молчаливого согласия неизбежно присутствует элемент принудительности. Религия тоже относится к разряду вещей, вам навязанных; чаще всего религия держится на страхе или угрозе духовного или иного порядка. Никакое принуждение в ваших отношениях с Божественным недопустимо; они должны быть свободными и выражать свободное волеизъявление вашего ума и сердца, сопровождаться радостью и воодушевлением. Можно ли говорить о свободе выбора, когда вы, дрожа от страха, признаете: «Я вынужден был сделать это, по-другому никак было нельзя»? Истина сама по себе очевидна и не нуждается в том, чтобы ее навязывали миру и чтобы люди обязательно принимали ее. Ибо она существует сама по себе; она не зависит от того, что о ней говорят люди, т того, есть ли у нее сторонники и сколько их. А вот тот, кто создает елигию, нуждается во множестве приверженцев. Люди судят о могуществе и величии религии по тому, сколько у нее последователей, хотя одлинное величие религии — не в этом. Не числом сторонников пределяется величие духовной истины. Мне был знаком глава одной из новейших религий, и я сама слышала, как он говорил, что на созидание, например, такой-то или такой-то религии ушли целые столетия, в то время как его религия, которой не было и пятидесяти лет, располагала уже четырьмя миллионами сторонников. «Теперь вы сами видите, — добавил он, — что наша религия — великая религия!» И действительно, если в качестве меры величия религии можно использовать количество верующих, то для истины в этом необходимости нет: истина всегда оставалась бы истиной, даже если бы у нее не было ни единого сторонника. Для обычного человека притягательны такие фигуры, которые выдают себя за великих личностей; он не стремится попасть туда, где истина являет себя без помпы. Людям с великими притязаниями, чтобы показать себя, требуется широкая реклама, по тому что как иначе можно привлечь массы? Работа, выполняемая не зависимо от того, что о ней думают люди, мало кому известна и не собирает большое количество сторонников за короткое время. Истина в рекламе не нуждается; она не прячется, но и не кричит о себе. Она довольствуется тем, что просто являет себя, не взирая на последствия, она не ищет одобрения, но и не бежит осуждений, признание или порицание мира равны для нее: они ее не прельщают и не тревожат. Когда вы обращаетесь к йоге, вам следует быть готовыми к тому, что все ваши умственные построения, все то, в чем находило опору витальное существо, будут разрушены. Вы должны быть готовы к состоянию полной «подвешенности», когда опереться вам будет совершенно не на что, кроме одного — собственной веры. Вам нужно будет полностью забыть ваше прошлое «я» и все его прежние склонности, с корнем вырвать все это из сознания для того, чтобы вновь родиться уже свободным от всякого рабства. Не думайте более о том, кем вы были, но о том, кем вы стремитесь быть; живите целиком и полностью в том, что вы хотите осуществить. Отвернитесь от своего мертвого прошлого и глядите только вперед, в будущее. У вас будет только одна религия, одна страна, одна семья: БОЖЕСТВЕННОЕ.

Из книги "Вопросы и ответы" 1929 год.   

  Наверх   "О йоге"

  Вперед  "Мать. О йоге"
               "О воспитании"
                О физической культуре          
                
Шри Ауробиндо


Ярославская региональная общественная организация «Ярославский центр йоги»

1993 - 2009