Главная

Новости

 

Расписание

Преподаватели

О занятиях

  

О йоге

Индия

Литература

 

Как нас найти

                                              Шри Ауробиндо.

 

              Жизнь Божественная
                        Книга
II, глава XXIII.
  

             

                                                        перевод: Сергей Третьяков

                      

                 Человек и эволюция.

Одно Божество, тайное во всех существах, всепроникающее, внутреннее Я каждого, направляющее всякое действие, всевидящее, обладающее сознательным знанием, абсолютное… Единое, контролирующее многих, пассивно подчиняющихся Природе, растит из одного и того же семени разные формы.

                                                                                                                   Swetaswatara Upanishad

Это божество движется в этом Поле, изменяя по отдельности множеством способов каждую сеть вещей… Единое, оно направляет каждое лоно и каждую природу, оно само есть лоно, вскармливающее все; именно оно дает вызреть природе существа, и всем, кто должен созреть, оно дает результат их развития, придавая их действиям все качества.

                                                                                   Swetaswatara Upanishad

Одну форму вещей он вылепляет многими способами.

                                                                                                Katha Upanishad

Кто постиг эту тайную истину: Дитя, игрой своей природы, придает бытие Матерям? Потомок, рожденный от лона многих Вод, он исходит от них, ясновидец, властелин всего закона своей природы. Появившись, он растет в лоне их искаженности и становится высоким, прекрасным и светлым.

                                                                                                           Rig Veda

 От небытия к истинному бытию, от тьмы к Свету, от смерти к Бессмертию.

                                                                                   Brihadaranyaka Upanishad

 
    Итак, основной тональностью, главным значимым мотивом земного существования является эволюция сознания в материи; сознания постоянно развивающегося, принимающего новые формы, с тем чтобы форма могла выразить обитающий в ней дух. Сначала этот смысл скрыт инволюцией[i] Духа, Божественной Реальности, в плотном материальном Несознании[ii]; завеса Несознания, завеса бесчувственности Материи, скрывает универсальную Силу-Сознание, работающую внутри нее, и поэтому Энергия – первая форма, которую Сила творения принимает в физической вселенной – кажется бессознательной, но все же совершает работу всеохватного тайного Знания. Эта неприглядная, загадочная созидательница в итоге, действительно, высвобождает скрытое сознание из его плотной и мрачной тюрьмы, но она выводит его медленно, мало-помалу, мельчайшими капельками, тонкими струйками, вибрирующими комочками энергии и субстанции, жизни, ума, словно это и есть максимум того, что можно сделать, преодолевая инертное, тупое сопротивление бессознательного материала бытия. Сперва она селится в материальных формах, кажущихся совершенно лишенными сознания; затем, в личине живой материи, с боем пробивается к ментальности и достигает ее, хоть и несовершенно, в сознательном животном. Поначалу это сознание рудиментарно, обычно наполовину подсознательный или чуть сознательный инстинкт; медленно развиваясь к более организованным формам материи оно достигает своих вершин разумности и превосходит само себя в человеке, мыслящем животном, становящимся разумным ментальным существом. Однако человек, даже в высших своих проявлениях, несет печать изначальной животности, мертвый груз телесного подсознательного, постоянное тяготение, сползание вниз к первичной Инерции и Неведению, он ощущает контроль над своей сознательной эволюцией со стороны бессознательной материальной Природы, над ним довлеют ее ограничивающая власть, ее закон тяжкого развития, ее фантастическая способность тормозить и препятствовать. Этот контроль изначального Несознания над появляющимся из него сознанием принимает общую форму ментальности, пробивающейся к знанию, но при этом являющуюся – в самой, казалось бы, фундаментальной своей сущности – Неведением. Под этим бременем и преодолевая эти препятствия ментальный человек должен эволюционировать в полностью сознательное существо, божественное человечество или духовное и супраментальное сверхчеловечество, которое станет следующим продуктом эволюции. Такой переход будет означать смену эволюции в Неведении на высшую эволюцию в Знании, эволюцию, основанную на свете Сверхсознания и движущуюся в этом свете, а не во мраке Неведения и Несознания, как прежде.

Эта эволюционная работа Природы на земле, направленная от Материи к Уму и выше, имеет двойной аспект. Во-первых, это видимый процесс физической эволюции; его основной инструмент – рождение, ибо всякий развившийся тип тела, со своими эволюционировавшими силами сознания, сохраняется и поддерживается наследственностью. В то же время осуществляется невидимый процесс эволюции души, его инструментарий – перевоплощение: душа рождается на все более высоких уровнях формы и сознания. Первый, взятый сам по себе, означал бы лишь эволюцию космоса; ведь в этом случае индивид – лишь эфемерный инструмент, реальным шагом в раскрытии обитателя космоса, вселенского Духа, будет раса – более устойчивая коллективная единица. В таком случае необходимым условием достаточно долгого пребывания индивида в земном существовании – и его эволюции – будет перевоплощение. Каждый уровень бытия, явленный во вселенной, каждый тип формы, способный вместить в себе дух, превращается перерождением в средство, позволяющее индивидуальной душе, психической сущности, с максимальной полнотой выразить свое скрытое сознание. Каждая новая жизнь становится шагом к победе над Материей через развитие в ней сознания, и в конце концов сама Материя станет средством полного выражения Духа.

Но эта интерпретация мироздания во многих пунктах может быть атакована умом самого человека. Дело в том, что эволюция прошла лишь половину пути, все еще находится в Неведении, все еще пытается найти в уме наполовину развитого человечества свою собственную цель и значение. Эту эволюционную теорию можно оспорить на том основании, что она недостаточно обоснована, и что для объяснения процесса земного существования нет нужды прибегать к ней. Даже если эволюция и имеет место, сомнительно, способен ли человек эволюционировать во что-то высшее. Можно усомниться и в том, пойдет ли эволюция дальше уже достигнутой ступени, возможна ли супраментальная эволюция, и вероятно ли появление совершенного Истины-Сознания[iii], существа Знания, в фундаментальном Неведении земной Природы. Работу Духа в этом мире можно объяснить и по-другому, не прибегая к ни к эволюционным, ни к телеологическим аргументам, и, может быть, полезно будет, перед тем как двинутся дальше, кратко наметить направление мысли, делающее такое мировоззрение возможным.

Допустим, что творение есть проявление Вневременной Вечности в Вечности Времени, допустим, что существует семь уровней Сознания[iv], и материальное Несознание – это отправная точка нового восхождения Духа, допустим и то, что перерождение есть факт, входящий в земной порядок вещей. Но эволюция индивидуума не является необходимым следствием ни одного из этих положений; она не следует даже из всех их взятых вместе. На духовное значение земного существования и на его внутренний процесс можно взглянуть и по-другому. Раз всякая сотворенная вещь есть форма проявления Божественного Бытия, тогда, какой бы ни была форма, характер, роль этой вещи в Природе, эта вещь сама по себе божественна из-за присутствия духа внутри нее. Божественное получает радость бытия от всякой формы проявления, и эта форма не нуждается ни в изменении, ни в прогрессе. В том же случае, если природа Божественного Существа с необходимостью требует иерархии или организованной демонстрации реализованных возможностей, то, какой бы ни была такая нужда, она сполна удовлетворена бесконечными вариациями, огромным множеством форм, типов сознания и природы, которые видны вокруг нас. В творении нет никакой телеологической нужды, да ее и не может быть, ведь в Бесконечном содержится все: Божественному нечего обретать, у него ни в чем нет недостатка, и если творение, проявление существует, оно существует ради самой радости творения, проявления, а не для какой-то другой цели. И тогда идея эволюционного движения к некой кульминации лишается смысла, В этом случае нет смысла ни в эволюционном развитии, которое должно увенчаться некоей кульминацией, ни в цели, которую нужно реализовать, ни в движении к абсолютному совершенству.

Факты говорят о том, что принципы творения тверды и неизменны: каждый тип существ остается самим собой и не пытается стать чем-то иным, да у него и нет в этом никакой нужды. Верно, некоторые типы существования исчезают, а другие проявляются, но это происходит потому, что Сознание-Сила во вселенной лишает своей радости бытия те типы, что исчезают, и обращается, для своего удовольствия, к сотворению других. Однако всякий тип жизни, пока он существует, обладает собственной структурой и остается, пусть с некоторыми вариациями, верным этой структуре: он привязан к своему собственному сознанию и не может покинуть его, не может перейти к сознанию другого; ограниченный собственной природой, он не может нарушить эти границы и перейти в природу другого. Если Сознание-Сила Бесконечного и явила Жизнь после явления Материи, а Ум вслед за Жизнью, отсюда еще не следует, что ее следующим земным творением станет Сверхразум. Ведь Ум и Сверхразум принадлежат двум совершенно разным полусферам[v], Ум к нижней полусфере Неведения, Сверхразум к высшей полусфере Божественного Знания. Мир сей – мир Неведения, таким он и был задуман; нет никакой нужды строить планы низвести силы высшей полусферы бытия в низшую или явить там их скрытое присутствие; ведь если они вообще присутствуют здесь, то тайно, непередаваемо, имманентно, для того лишь, чтобы поддерживать творение, а не для того, чтобы его совершенствовать. Человек – вершина этого невежественного творения; он достиг вершин сознания и знания, на которые оно способно: если он захочет идти дальше, его ждет лишь вращение в больших циклах его собственной ментальности. Дело а том, что именно такова кривая его здешнего существования, конечное круговое движение, уносящее Ум своими вращениями, но всегда возвращающее его на ту же точку, с которой и началось; Ум не может выйти за пределы своего цикла, - идея движения по прямой или прогресса, восходящего бесконечно либо уводящего в Бесконечность, является заблуждением. Если человеческой душе суждено выйти за пределы человечества, достичь либо супраментальных[vi], либо еще более высоких состояний, она должна уйти из этого космического существования, либо выйти на план Блаженства и Знания, либо погрузиться в непроявленное Вечное и Бесконечное.

Верно, Наука сейчас признает земную эволюцию. Но если факты, с которыми Наука имеет дело, и заслуживают доверия, то обобщения, на которые она отваживается, живут недолго; она поддерживает их несколько десятилетий или несколько столетий, а затем переходит к другому обобщению, к другой теории. Это случается даже в физике, науке, факты которой прочно утверждены и проверяемы экспериментально: в психологии же – а это как раз и имеет отношение к делу, ведь речь идет об эволюции сознания – неустойчивость и того выше; она переходит от одной теории к другой быстрее, чем первая успевает утвердиться; более того, несколько конфликтующих теорий поддерживаются одновременно. На этих зыбучих песках невозможно построить здание метафизики. Наследственность, на которой Наука возвела концепцию эволюции жизни, безусловно является силой, инструментом сохранения главных характеристик вида неизменными: попытка доказать, что та же сила является механизмом непрерывной и прогрессивной изменчивости, вызывает большие сомнения; ее тенденция скорее консервативна, чем эволюционна, и, по всей видимости, она очень нехотя принимает новый характер, который Жизненная Сила пытается ей навязать. Все факты указывают на то, что тип может варьировать в пределах специфики своей природы, но ничто не показывает, что он способен выйти за эти пределы. Не доказано как следует даже то, что некие обезьяноподобные существа развились в человека. Больше похоже на истину то, что некий тип существ, напоминающий человекообразных обезьян, но все же верный своим собственным, не обезьяньим,  характеристическим чертам, развился в пределах тенденций своей природы и стал тем, что мы зовем человеком, современным человеческим существом. Не доказано и то, что низшие типы человекоподобных существ породили высшие типы; те, кто обладал низшим уровнем организации и низшими способностями исчезли, но так и не доказано, что сегодняшние расы людей являются их потомками; хотя в рамках типа такое развитие и можно себе представить. Прогресс Природы от Материи к Жизни, от Жизни к Уму можно допустить: но пока нет доказательств, что Материя, развившись, породила Жизнь или Жизненная энергия – энергию Ума; можно сказать лишь, что Жизнь проявлена в Материи, а Ум – в Материи живой. Ведь нет достаточных доказательств, что хоть один растительный вид развился в животное, или что некая структура неживой материи развилась в живой организм. Если впоследствии и будет установлено, что при определенных химических или иных условиях наблюдается появление Жизни, такое совпадение докажет лишь, что при определенных физических условиях появляется Жизнь, но она не докажет того, что те или иные химические условия составляют собой жизнь, являются ее элементами или эволюционной причиной трансформации неживой Материи в живую. Каждый уровень бытия, как здесь, так и везде, существует в себе и сам по себе, к его проявлению приводит его собственная энергия в соответствии с его собственным характером, а те уровни, что находятся над ним или под ним, это не первопричины и не следствия, но лишь уровни непрерывной шкалы земной природы.

Если спросят: как же тогда появились все эти разнообразные градации и типы существ, можно ответить, что, в фундаментальном смысле, их проявила в Материи Сознание-Сила находящаяся в ней, сила Реальности-Идеи, строящей свои значимые формы и типы для космического существования живущего внутри Духа: практический или физический метод может сильно варьировать в зависимости от различных стадий и градаций, с другой стороны, может наблюдаться базовое сходство основного метода; творящая Мощь может использовать не один, а множество процессов, одновременно включить в игру множество сил. В Материи процесс творения шел путем создания мельчайших частиц, наделенных огромной энергией, их ассоциаций, различающихся структурой или числом, появление на этой основе больших частиц, которые, группируясь и ассоциируясь друг с другом, принимают вид чувственных объектов, земли, воды, минералов, металлов, всего материального царства. При творении Жизни Сознание-Сила также начала с микроскопических растеньиц и простейших; сперва она создает изначальную плазму и умножает ее, создает живую клетку как единицу, создает другие виды мельчайших биологических аппаратов, таких как семя или ген, используя тот же метод группировки и ассоциаций, разнообразными операциями создает разнообразные живые организмы. Постоянное создание новых типов очевидно, но это еще не есть неопровержимое доказательство эволюции. Эти типы порой далеки друг от друга, порой весьма сходны, порой идентичны в основе, но различны в деталях; каждый имеет свою схему, и такое различие в схемах при общем всем рудиментарном базисе есть знак сознательной Силы, играющей со своей собственной Идеей, реализующей с ее помощью все возможности творения. Виды животных могут начинать формирование своих эмбрионов согласно одной и той же общей для всех фундаментальной схеме, их развитие может быть сходным, будь то во всех чертах, или только в некоторых; могут существовать и переходные виды, обладающие двойной природой, связующие два разных типа: но все это еще не означает, что они развились один из другого в эволюционной последовательности. Над появлением новых характеристик работали другие силы, не только наследственная изменчивость; существуют силы физические, такие как пища, световые лучи и другие, которые мы только начинаем постигать, есть без сомнения и иные физические силы, о которых мы пока не имеем понятия; также действуют невидимые жизненные и загадочные психологические силы. Ведь даже в физическую эволюционную теорию приходится допускать эти более тонкие силы, чтобы объяснить естественный отбор; если же оккультная или бессознательная энергия в некоторых типах живых существ отвечает нуждам окружающей среды, а в других не дает ответа и не способна выжить, это ясный знак того, что над привнесением изменчивости в природу работают изменчивая жизненная энергия, изменчивая психика, некое сознание и некая сила нефизического характера. Мы пока не знаем как это работает, загадочных и неизвестных факторов слишком много, поэтому какую бы эволюционную теорию мы сейчас ни сконструировали, она не может быть окончательной.

Человек – это один тип среди многих, сотворенных подобным образом, одна схема среди миллионов других, проявленных в Природе. Он является наиболее сложным из тех, что были сотворены, самым богатым по наполнению сознания и необычности своего строения; он – глава земного творения, но он не превосходит его. Как и у других, у него есть присущий ему закон, границы, определенный вид существования, свабхава, свадхарма; он может двигаться и совершенствоваться в этих пределах, но он не может их переступить. Если и существует некое совершенство, которого он еще должен достичь, это будет совершенство его типа, находящееся в пределах закона его существа, - во всем размахе этого закона, но через соблюдение, а не нарушение его меры и характера. Превзойти себя, вырасти в сверхчеловека, приобрести природу и способности бога значит противоречить своему собственному закону, что неосуществимо и практически невозможно. Каждая форма, каждый способ бытия имеет присущий ему метод радости бытия; использование ума с тем, чтобы овладеть, употреблять, наслаждаться окружающим миром по мере своих способностей есть законная цель человека - ментального существа: но стремиться за пределы, гнаться за какой-то окончательной целью или смыслом существования, стремиться к тому, чтобы превзойти свой ментальный статус, значит привносить в бытие телеологический элемент, которого в структуре космоса не наблюдается. Если супраментальному существу и суждено появиться в земном творении, это проявление будет новым и независимым; подобно тому как в Материи проявилась жизнь, проявился ум, так же должен здесь проявиться и Сверхразум, а тайная Сознание-Энергия должна будет создать структуры, необходимые для реализации нового уровня его возможностей. Но в операциях Природы нет и намека на такое намерение.

Если же высшее творение и суждено, то очевидно: этот новый тип, новая схема не может развиться из человека. Тогда существовала бы или раса, или некая категория, подразделение человеческих существ, уже имеющих в себе материал сверхчеловека, подобно тому любопытному животному, что развилось в человека – оно, по крайней мере потенциально, уже несло в себе сущностные элементы человеческой природы. Но такой расы, рода, категории нет; самое большее, существуют одухотворенные ментальные существа, пытающиеся бежать из земного творения. И даже если по какому-то тайному закону Природы супраментальному существу и суждено развиться из человека, тогда из всего человечества лишь несколько его представителей, отрезав себя для этого от расы, смогут стать основанием новой схемы бытия. Нет оснований полагать, что это совершенство разовьется во всей расе; им сможет обладать не каждый.  

Допустим, человек действительно развился в природе из животного; однако сейчас ни в одном животном типе не видно каких-либо признаков эволюции за пределы самого себя; если эволюционное давление в животном царстве и существовало, то с появлением человека, так как задача была выполнена, оно вновь погрузилось в покой: точно также, если какое-то напряжение, подталкивающее к новому эволюционному шагу, к выходу за свои пределы, и существует сейчас, то очень вероятно, что с появлением супраментального существа это напряжение спадет, ведь цель будет достигнута. В действительности же такого напряжения нет: очень возможно, что иллюзорна сама идея человеческого прогресса, ведь за всю историю расы, с тех пор как человек вынырнул из животного царства, ничто не говорит о его радикальном продвижении вперед; можно лишь упомянуть об успехах в понимании физического мира, в Науке, в умении изменять окружающую среду, в чисто утилитарном, внешнем использовании тайных законов Природы. Но во всех других отношениях человек остается тем же, чем был на заре цивилизации, демонстрируя все те же способности, те же качества и недостатки, совершая те же усилия, ошибки; сфера его достижений и неудач все та же. Если и был здесь прогресс, он шел по кругу, и, быть может, круг немного расширился. Сегодняшний человек нисколько не мудрее древних мудрецов, провидцев и мыслителей, он не превысил духовности великих искателей прошлого, могучих мистиков, а старые мастера и художники не уступают сегодняшним; древние исчезнувшие расы демонстрировали не меньше способности, оригинальности, изобретательности, умения обращаться с жизнью, и если современный человек в этом отношении и продвинулся чуть дальше –  не принципиально, но по уровню, охвату, изобилию – так это потому, что он унаследовал достижения предков. Нет никаких ручательств за справедливость идеи, что человек когда-либо сможет прорубить себе дорогу, выводящую из полу-знания, полу-неведения – своей характеристической черты. И даже если разовьется некое высшее знание, нет гарантий, что человек сможет пробиться сквозь самый внешний барьер ментального круга.

Соблазнительно и не столь уж нелогично рассматривать перерождение как потенциальное средство духовной эволюции, как фактор, делающий ее возможной; но нет полной ясности, – предположим, что перерождение есть факт, - таково ли его значение в действительности. Во всех древних теориях под реинкарнацией понимается постоянное переселение душ от животных к человеку, но также и из человеческих тел в тела животные: в Индии к этому были добавлены объяснения, основанные на Карме: воздаянии за прошлые добрые или злые дела, результате прошлой воли или прошлых усилий; но там нет и намека на прогресс, на эволюцию от низшего к высшему, а тем более на воплощение в новый тип существ, которого раньше не существовало, но который должен развиться в будущем. Если и есть эволюция, то человек – ее последняя стадия, ибо в человеке дана возможность спасения: отринув земную, воплощенную жизнь, бежать на некие небеса или в Нирвану. Именно такой выход намечали древние теории; а поскольку по неизменной сути своей этот мир есть мир Неведения, - пусть даже состояние Неведения присуще не всему космосу без исключения, - очень вероятно, это спасение и будет истинным результатом цикла перерождений.  

Данная линия аргументации довольно убедительна и важна, и необходимо было кратко сформулировать ее – может быть, слишком кратко, если учесть ее важность –  для того, чтобы ей противостоять. Ведь несмотря на справедливость некоторых выдвинутых выше положений, мировоззрение, выстроенное на их основании, не обладает полнотой, и его убедительность не окончательна. Для начала можно без особого труда избавиться от возражения против телеологического элемента, который привносит в земное существование идея предопределенной эволюции от несознания к сверхсознанию, идея развития восходящих классов существ, с кульминационным переходом от жизни в Неведении к жизни в Знании. Возражения телеологическому космосу можно строить на двух совершенно разных основах. Научная аргументация базируется на предположении, что все в мире есть работа лишенной сознания Энергии, действующей автоматически согласно механическим процессам, и в ней не может быть элемента цели. Метафизический же способ аргументации исходит из того, что Бесконечное и Универсальное уже содержит в себе все, в нем нечего завершать, так как в нем нет ничего незавершенного, к нему нечего добавить, в нем нечего вырабатывать, осуществлять, поэтому в нем не может быть ни элемента прогресса, ни изначальной или новоявленной цели.

Научное или материалистическое возражение теряет силу, если тайное Сознание либо стоит за материальной энергией, либо присутствует внутри нее, и та лишь кажется лишенной сознания. Даже в Несознании заметно как минимум некое побуждение, некая внутренняя необходимость, порождающая эволюцию форм, а в этих формах – развивающееся сознание; и можно предположить, что это побуждение есть эволюционная воля тайного Сознательного Существа, и что импульс, направленный к прогрессивному проявлению, есть свидетельство намерения, внутренне присущего эволюции. Это телеологический принцип, и его допущение вполне разумно, ибо сознательное или даже несознательное стремление к цели исходит от сознательного существа, которое пришло в движение и стремится выразить себя в автоматическом процессе материальной Природы; телеология, элемент цели в этом стремлении есть перевод само-движущей Истины Существа в термины само-осуществляющейся Силы Воли этого Существа, и, если там есть Сознание, то Сила Воли также должна присутствовать, и такой перевод нормален и неизбежен.  Тогда фундаментальным фактом эволюции будет Истина Существа, неизбежно выражающая себя, а Воля и ее цель будут присутствовать в качестве инструментов, как элемент операционного принципа.

Метафизическое возражение более серьезно; кажется очевидным, что Абсолют не может иметь в проявлении никакой цели, кроме самой радости проявления: эволюционное движение в Материи является частью проявления и подпадает под это общее утверждение; поэтому оно может существовать лишь для радости развертывания, постадийного осуществления, постепенного самораскрытия, которое лишено цели. Вселенскую целостность также можно рассматривать как некую завершенность в себе; к целостности бытия нечего добавить, ей нечего достигать. Но этот материальный мир не есть еще вся целостность, это лишь часть целого, ступенька в градации уровней бытия; поэтому он может допустить не только присутствие в себе неразвитых нематериальных принципов или сил, которые принадлежат целому и вовлечены в его Материю, но также и нисхождение в себя тех же сил с высших уровней системы, с тем, чтобы высвободить сродные им движения из жестких ограничений материальной природы. Проявление все более великих сил Бытия, до тех пор, пока все существо не окажется проявленным в материальном мире в терминах высшего духовного творения, можно рассматривать как телеологию эволюции. Эта телеология не привносит ни одного фактора, который не входил бы уже в целое; она предполагает лишь реализацию целого в части. Ничто не мешает существованию телеологического фактора в частичном движении вселенского целого, ведь цель, – не цель в человеческом смысле, но некое стремление, внутренняя Истина-необходимость, сознаваемая волей пребывающего внутри Духа, – это совершенное проявление там всех возможностей, неотъемлемо присущих движению целого. Нет сомнений, все существует здесь ради радости существования, все это - игра или Лила; но и игра несет в себе некую цель, которой нужно достичь, и без реализации этой цели ее значение осталось бы неполным. В искусстве мыслима драма без развязки, - существующая лишь из радости наблюдать характеры и радости ставить проблемы, которые не либо не имеют решения, либо навсегда откладывают его сомнительным равновесием возможностей; быть может, драма земной эволюции носит именно такой характер, но запланированная или внутренне предопределенная развязка также возможна, и выглядит правдоподобнее. Ананда есть тайный принцип всего бытия и опора всех операций бытия, но Ананда не исключает радости вырабатывания Истины, изначально содержащейся в бытии, имманентно присущей Силе или Воле бытия, Истины, хранимой скрытым самосознанием Сознания-Силы, являющейся активным исполнителем всех действий бытия и посвященной в их истинное значение.

Теория духовной эволюции не идентична научной теории эволюции форм и физической эволюции жизни; она должна стоять на собственных независимых основаниях: она может допустить научное описание физической эволюции в качестве поддержки или элемента, но эта поддержка не является абсолютно необходимой. Научную теорию интересует лишь внешний механизм или процесс, детали операций Природы, развитие физических вещей в Материи, закон развития в Материи Жизни и Ума. Современное научное описание процесса может существенно измениться, в свете новых открытий оно может быть полностью отброшено, но это не затронет самоочевидного факта духовной эволюции, эволюции сознания, прогрессивного проявления души в материальном мире. В своих внешних аспектах теория эволюции в сущности утверждает следующее: на шкале земного существования происходит развитие форм, тел, все более сложная и более эффективная организация материи, Жизни в Материи, Сознания в Живой Материи; и чем больше развита форма на этой шкале, тем больше ее способность принять в себя более совершенные или более развитые Жизнь и Сознание. Достаточно выдвинуть эволюционную гипотезу и привести поддерживающие ее факты, и тогда этот аспект земного существования так бросается в глаза, что кажется бесспорным. Конкретный механизм, ответственный за это, точная генеалогия и хронологический порядок типов живых существ являются важными и интересными, но вторичными вопросами. Эволюцию данной формы жизни из менее развитой, предшествующей ей, естественный отбор, борьбу за существование, устойчивость приобретенных характеристик можно принять или отвергнуть, но именно факт последовательного созидания согласно развивающемуся плану останется результатом первостепенной важности. Другое самоочевидное заключение состоит в том, что эволюции присуща необходимая градация, последовательность, сперва эволюция Материи, затем эволюция Жизни в Материи, потом эволюция Ума в живой Материи; в этой последней стадии за животной эволюцией следует эволюция человека. Первые три ступени этой последовательности настолько очевидны, что оспаривать их бессмысленно. Можно спорить, следовал ли человек в эволюции за животными или просто обогнал их в эволюции Ума при одновременном первоначальном развитии; выдвигалась даже теория, согласно которой человек является не последним, а первым и старейшим видом живых существ. Идея первичности человека является древней концепцией, хотя она и не была принята повсеместно; ее породило явное превосходство человека над всеми другими земными существами, это превосходство, казалось, требовало первородства: но в действительности в эволюции тип, превосходящий других, приходит не первым, а последним, менее развитый предшествует более развитому, подготавливая его появление.

Идею о том, что низшие формы предшествовали высшим, можно найти и у древних мыслителей. Если оставить в стороне мифологические описания творения, в древней и средневековой мысли Индии уже встречаются высказывания, отдающие животному в сравнении с человеком первенство во времени появления, что согласуется с современной концепцией эволюции. В Упанишадах говорится о том, что Я или Дух, решив приступить к творению жизни, создал сперва животные типы, корову, лошадь; но тогда боги решили, - а согласно мысли Упанишад боги - это силы сознания и силы Природы, - что эти формы недостаточны для того, чтобы быть их носителями; когда же Дух в конце концов создал человека, боги увидели, что он великолепно сделан, достаточен, и вошли в него для выполнения своих космических функций. Это очевидная аллегория, смысл которой в творении все более и более развитых форм, до тех пор пока одна из них не оказалась способной вместить развитое сознание. В Пуранах говорится, что тамасичное животное творение было первым по времени. Тамас – индийское слово, означающее принцип инертности сознания и силы: о сознании, игра которого медлительно тупа, некомпетентна, говорят, что оно тамасично; сила, жизненная энергия, которая ленива, ограничена в способностях, привязана к узкому набору инстинктивных импульсов, не развивающаяся, не ищущая, у которой нет побуждения к более активным или более просветленным и сознательным действиям была причислена к той же категории. Животные, в которых сила сознания развита меньше, в творении предшествуют более развитому человеческому сознанию, которое обладает большей силой динамической энергии Ума и светом восприятия, принадлежащими к более позднему творению. Тантра говорит, что душа, после падения из своего изначального состояния, должна пройти через сотни тысяч рождений в животных и растительных формах, прежде чем достичь человеческого уровня и стать готовой к спасению. Здесь неявно используется концепция некой лестницы; растительные и животные формы составляют ее низшие ступени, человечество же – последняя ступень, кульминация развития сознательного существа, форма, в которой душа должна воплотиться, для того, чтобы стать способной к духовным движениям и духовному исходу, освобождающему ее от ментальности, жизни и материи. Эта концепция естественна, и она навязывает себя разуму и интуиции с такой силой, что едва ли нуждается в защите, и вывод почти неизбежен.

Теперь рассмотрим человека, его происхождение, его первое появление, его статус в проявлении в свете развертывающегося эволюционного процесса. Здесь есть две возможности; либо человеческое сознание и тело появилось в земной природе неожиданно, имело место скачкообразное творение или независимое самопроявление рассуждающего сознания, наложенное на сходное предшествующее проявление подсознательных жизне-форм и живых сознательных тел в Материи, либо имела место эволюция человека из животного существа, возможно, медлительная на подготовительных ступенях и стадиях развития, но со скачкообразными изменениями в ключевых переходных точках. Последняя теория не содержит трудностей; очевидно, что изменения, пусть не в фундаментальной сущности типа, но в его характеристиках, произвести легко, - ведь это уже делал сам человек, а на малой шкале поразительные возможности таких изменений были продемонстрированы экспериментальной наукой, - поэтому можно спокойно предположить, что скрытая сознательная Энергия в Природе способна осуществлять широкомасштабные операции такого типа и своими собственными творческими методами производить существенные и решающие изменения. Необходимым условием перехода от обычного животного типа бытия к человеческому будет развитие физической организации, делающей возможными быстрое движение вперед, переориентировку или переворот сознания, достижение новых высот и позволяющей обратить его взор на низшие ступени, усиление и расширение способности, которая позволила бы существу начать использовать старые животные способности с более широким и пластичным человеческим пониманием, а тем временем, или немного погодя, начать развитие более тонких и более великих сил, присущих новому типу существа: способности рассуждать, рефлексии, комплексного наблюдения, организованной мысли, способности к изобретениям и открытиям. Если существует Сознание-Сила, выходящая из глубин на поверхность, а инструмент готов, этот переход не будет представлять особых трудностей, помимо препятствования и сопротивления материального Несознания. В животном некоторые соответствующие качества уже имеются, исключительно прагматичные, они организованы в узких и тесных рамках, им недостает необходимой гибкости, и владение этими способностями ограничено и нерегулярно. Важно, что работу этих способностей характеризует механистичность, меньшая осознанность, они несут печать автоматизма Природной Энергии, управляющей работой примитивного сознания, в то время как в человеке сознательная Энергия наблюдает и до некоторой степени направляет, регулирует и сознательно изменяет или модифицирует собственные операции. Другие привычки животного сознания не столь отличны от человеческих; человеку лишь нужно развить и расширить их на более высоком ментальном уровне, где только и есть возможность ментализировать, очищать, утоньшать, - другими словами, привнести в них свет нового понимания, свою интеллектуальную способность и силу разумного контроля, отсутствующие у животных. Как только эта перемена, этот переворот сознания совершится, в процессе эволюции должны будут развиться способность человеческого ума воздействовать на самого себя и на вещи, способность творить, знать, рассуждать, даже если эти способности – что вполне допустимо – первоначально были ограниченного масштаба, ближе к животному, и в своих действиях все еще относительно примитивны и грубы. Подобный переворот совершался при каждом радикальном переходе, осуществляемом Природой; Жизнь-Сила, лишь только появившись, начинает работать над Материей, навязывая операциям материальной Энергии витальное содержание, развивая одновременно свои собственные движения и способности; новое, более великое явление, новый переворот, появление человечества, аналогично этим природным прецедентам и было бы очередной иллюстрацией общего принципа.

Поэтому эту теорию легко принять: ее пути постижимы. Другая же гипотеза содержит существенные трудности. В аспекте сознания это новое проявление – человечество – можно интерпретировать как выход на поверхность скрытого Сознания, погруженного инволюцией в универсальную Природу. Но в этом случае для проявления ему будет необходима – в качестве носителя – некая уже наличествующая материальная форма, которую сама сила проявления готовила бы для нужд нового внутреннего творения; или, иначе, нужна быстрая дивергенция, отход от существующего физического типа, наличествующей схемы, приводящая к появлению нового существа. Но, какую гипотезу ни принять, это означает эволюционный процесс – разница лишь в методе перехода, в дивергенции. С другой стороны, возможно, напротив, нисхождение, а не выход на поверхность, нисхождение ментальности с верхнего плана Ума; быть может, в земную Природу спустилась душа или ментальное существо. Тогда трудность будет в появлении человеческого тела; для неожиданного появления или сотворения этот орган не подходит, он слишком сложен; столь волшебная скорость процесса, возможная, впрочем, на супрафизических планах бытия, по-видимому не входит в арсенал нормальных возможностей и потенций материальной Энергии. Это может произойти лишь в случае прямого вмешательства супрафизической силы, супрафизического закона Природы или тогда, когда Ум-творец всей своей мощью будет воздействовать прямо на Материю. Можно допустить, что при явлении в Природе всякого нового феномена имело место действие некоей супрафизической силы или некоего творца; по сути каждое такое появление есть чудо, совершенное тайным Сознанием при поддержке скрытых энергий Ума или Жизни: но нигде это воздействие не является прямым, открытым, самодостаточным; во всех случаях оно налагается на уже существующую физическую базу и осуществляется через расширение некоего установившегося природного процесса. Правдоподобнее, что в одном из существующих тел имелась некая открытость к супрафизическому потоку, что привело бы к его трансформации в новое тело; но не просто допустить нечто подобное в истории материальной Природы: для этого, видимо, потребовалось бы сознательное вмешательство незримого ментального существа, формирующего тело, в которое оно намерено было бы вселиться, или, иначе, предварительное развитие в самой Материи ментального существа, способного воспринять супрафизическую силу и навязать ее узким и жестким формам своего физического существа. Иначе нам придется допустить, что уже существовало некое тело, настолько развитое, что способно было либо воспринять этот широкий ментальный поток, либо гибко отреагировать на нисхождение в самое себя ментального существа. Но это предполагает предварительную эволюцию ума в теле, до ступени, которая сделала бы возможной такую восприимчивость. Вполне допустимо, что эта восходящая снизу эволюция и подобное нисхождение сверху при появлении человечества в земной природе работали совместно. Тайное психическая сущность, уже присутствующая в животном, могла призвать ментальное существо, Ум-Пурушу, в мир живой материи, с тем, чтобы он принял уже работающую там витально-ментальную энергию и поднял ее до высшей ментальности. Но и в этом случае мы имеем дело с эволюцией, высший план вмешивается лишь с тем, чтобы помочь появлению и расширению в земной Природе своего собственного принципа.

Далее, можно допустить, что, установившись, каждая схема или тип сознания и бытия в теле остается верной закону существа этого типа, его структуре и велениям его природы. Но также вполне возможно, что импульс к само-превосхождению является частью закона человеческого типа, что средства для такого сознательного перехода ему даны, и находятся в числе его духовных сил; что владение этой способностью может быть частью плана, согласно которому творческая Энергия создала его. Можно согласиться, до сих пор человек главным образом действовал в границах своей собственной природы, по спирали природного движения, то восходящей, то нисходящей, - прямой линии прогресса не было, не было неопровержимого, фундаментального или радикального превосхождения его прошлой природы: он был занят лишь оттачиванием, утончением своих способностей, используя их все пластичнее и комплекснее. Нельзя сказать, не погрешив против истины, что никакого прогресса, с момента появления человека, или даже в недавней, проверяемой истории, не было, ведь как ни велики древние, каким бы высоким ни был уровень некоторых их достижений и творений, как бы ни впечатляли нас их духовные, интеллектуальные силы и сила их характера, в позднейшем развитии имеет место увеличение тонкости, сложности, многостороннее развитие знания и расширение спектра возможных достижений человека, в его политике, обществе, жизни, науке, метафизике, в знании всякого вида, в искусстве, литературе; даже в духовных его исканиях, не так поражающих своей возвышенностью или духовной мощью, как искания древних, происходил тот же рост пластичности, тонкости, шло исследование новых глубин и расширение поля поиска. Падения с высоких типов культуры имели место, происходило резкое временное нисхождение в некий обскурантизм, пропадало духовное устремление, случались погружения в варварский дикий материализм; но это временные феномены, в худшем случае – нисходящая кривая спирали прогресса. Верно, этот прогресс не вынес расу за пределы самой себя, в само-превосхождение, к трансформации ментального существа. Но этого и не следовало ожидать; ведь первым действием эволюционной Природы в определенном типе бытия и сознания является развитие этого типа до пределов его способности как раз через такое утончение и усложнение, пока он не окажется готовым к тому, что она разобьет его скорлупу, к зрелому решительному появлению, повороту, обращению сознания на себя, что составляет новую стадию эволюции. Если предположить, что этой новой стадией является существо духовное и супраментальное, то давление духовности в расе можно счесть знаком именно такого намерения Природы, а также знаком того, что человек способен либо своими силами осуществить этот переход, либо помочь ей в его осуществлении. Если методом, использованным в эволюции человека, было появление среди животных типа, в некоторых аспектах походящего на человекообразных обезьян, но в то же время с самого начала наделенного чертами человечества, тогда очевидно, что появление человека духовного типа, походящего на ментально-животное человечество, но уже несущего на себе печать духовного устремления, является методом, который Природа использует для эволюционного изготовления духовного и супраментального существа.  

Верно замечено, что если целью является такая эволюционная кульминация, а человек является ее средством, новый тип сформируют лишь несколько особо развитых человеческих существ, которые двинутся к новой жизни; а  как только это будет сделано, остальное человечество отпадет от духовного устремления, в котором у Природы не будет более нужды, и спокойно пребудет в своем обычном состоянии. Можно отметить также, что если душа действительно восходит по эволюционным уровням к духовной вершине, человеческий уровень должен быть сохранен; иначе будут отсутствовать определенные совершенно необходимые промежуточные ступени. Нужно признать сразу, нет ни малейшего вероятия или возможности того, что все человечество разом возвысится до супраментального уровня; таких революционных и поразительных предположений здесь не выдвигается, утверждается лишь, что человеческая ментальность, достигнув определенного уровня или напряжения эволюционного импульса, обладает способностью оказывать давление, направленное к высшему плану сознания и к воплощению этого плана в существе. В результате такого воплощения существо необходимо изменит нормальную конституцию своей природы, свою ментальную, эмоциональную и чувственную структуру, также значительно изменится телесное сознание и физическая обусловленность нашей жизни и наших энергий; но изменение сознания будет главным фактором, инициирующим движением, физическое же преобразование – подчиненным фактором, следствием. Когда пламя души, психический огонь, набирает силу в сердце и уме, а природа готова, трансмутация сознания всегда останется возможной для человека. Духовное устремление изначально присуще ему, ибо он, в отличие от животного, осознает свое несовершенство и ограниченность и чувствует, нужно достичь чего-то, находящегося за пределами его теперешнего существования: очень маловероятно, что это устремление к само-превосхождению когда-либо исчезнет в человеке. Человеческий ментальный статус всегда будет наличествовать, и не только как один уровень лестницы перерождений среди многих, но как открытая ступень, ведущая к духовному и супраментальному статусу.

Необходимо отметить, что появление человеческого ума и тела на земле знаменует собой критический шаг, решающее изменение направления и процесса эволюции; это нечто большее, чем продолжение движения старыми путями. До появления мыслящего ума эволюция в материи осуществлялась подсознательно, подпороговыми автоматическими операциями Природы, а не сознательным устремлением, намерением, волей или исканием живого существа. Причина в том, что эволюция началась с Несознания, и тайное Сознание еще не вышло из него в степени, достаточной для операций с соучастием сознающей себя воли живого существа. Но в человеке совершилась необходимая перемена, - существо пробудилось, осознало себя; в Уме проявилась его воля к развитию, росту знания, углублению внутреннего и расширению его внешнего существования, к росту способностей своей природы. Человек увидел, что возможен уровень сознания, превышающий его собственное; неудержимый эволюционный импульс присутствует в его уме и жизни, в нем родилось и высказалось стремление к самопревосхождению: он осознал свою душу, обнаружил высшее Я и Дух. Следовательно, в нем замена подсознательной эволюции на сознательную стала возможной и практически осуществимой, и можно сделать вывод, что это его устремление, тяга, эти вновь и вновь возобновляющиеся попытки – это знак того, что Природа намерена направить его на путь к высшей реализации, к появлению высшего статуса.  

На предыдущих стадиях эволюции первая забота и главное усилие Природы должны были быть направлены на изменение физической организации, ибо только так можно было добиться изменения сознания; эта необходимость была навязана неспособностью сознания, сформированного к тому времени, добиться изменений в теле. Но в человеке возможно, и даже неизбежно, обратное; именно его сознание, его преобразование, а не новая телесная организация может и должно стать главным инструментом эволюции. Во внутренней реальности вещей изменение сознания всегда было главным фактом, эволюция всегда имела духовное значение, а физическое изменение играло лишь инструментальную роль; но это отношение факторов было скрыто их первоначальным дисбалансом: тело внешнего Несознания перевешивало и заслоняло важность духовного элемента, сознательного существа. Но раз истинный баланс восстановлен, изменение тела уже не должно больше предшествовать изменению сознания; само сознание, мутируя, сделает необходимой и осуществит требуемую мутацию тела. Нужно отметить, что ум человека уже продемонстрировал способность помогать Природе в эволюции новых типов растений и животных; создал новые формы окружающей среды, знанием и дисциплиной осуществил существенные изменения собственной ментальности. Не лишено вероятия, что человек должен сознательно помочь Природе и в своей собственной духовной и физической эволюции и трансформации. Позыв к этому уже налицо и оказывает частичный эффект, хотя он еще не достаточно понят и принят поверхностной ментальностью; но рано или поздно понимание к ней придет, человек глубже погрузится в себя и обнаружит средства, тайную энергию, целенаправленное действие внутренней Силы-Сознания, являющейся скрытой реальностью того, что мы зовем Природой.

Ко всем этим заключениям можно придти просто наблюдая внешние феномены движения Природы, ее внешнюю эволюцию бытия и сознания  в физическом рождении, в теле. Но существует другой, невидимый фактор; существует реинкарнация, восхождение души с уровня на уровень эволюционирующего бытия, а на каждом уровне – ко все более и более высоким типам телесного и ментального инструментария. В этом восхождении, даже в человеке, в сознательном ментальном существе, психическая сущность все еще заслонена своими инструментами: умом, жизнью и телом; она не способна проявиться полностью, ей не дают встать на передний план, стать властительницей своей природы, она принуждена подчиняться определенным ограничениям со стороны своих инструментов, доминированию Пракрити над Пурушей. Но в человеке, в отличие от низшего творения, психическая часть личности способна к гораздо более быстрому развитию, и наступит момент, когда душа-сущность будет готова выступить из-за кулис на сцену, господином своего пригодного инструментария. Но это будет означать, что тайный, пребывающий внутри дух, Даймон, внутреннее Божество, готово выйти на поверхность; и как только оно явится, оно, несомненно потребует – как оно уже делает в Уме, когда тот оказывается под внутренним психическим влиянием – более божественного и более духовного существования. По законам земной жизни, где Ум – инструмент Неведения, это можно осуществить лишь изменением сознания, переходом с оснований Неведения к основаниям Знания, от ментального к супраментальному сознанию, к супраментальному инструментарию Природы.

Далеко не бесспорно и заключение, что раз сей мир есть мир Неведения, этой трансформации можно добиться лишь уходом на небеса, за пределы этого мира, или что ее нельзя осуществить вовсе, и требование психической сущности само порождено неведением и его следует заменить слиянием души с Абсолютом. Это заключение имеет силу лишь в том случае, если бы Неведение было единственным смыслом, субстанцией и силой мирового проявления, или если бы во всей Мировой Природе не нашлось ни единого элемента, через который было бы возможно превосхождение ментальности неведения, бремени нашего статуса бытия. Но Неведение – это лишь часть Мировой Природы, не целое, не изначальная сила и не творец: в своем высшем истоке это Знание, ограничивающее само себя, и даже в своем низшем источнике, в появлении из чистого материального Неведения, оно является подавленным Сознанием, пытающимся найти, восстановить себя, проявить Знание, свою истинную природу, в качестве основания бытия. Даже во вселенском (universal) Уме над нашей ментальностью есть уровни, являющиеся инструментами космического постижения истины, и на эти планы ментальное существо безусловно способно подняться, раз оно уже достигает их в сверхнормальных состояниях или получает оттуда, пока еще не зная их и не вполне владея ими, интуиции, духовные сообщения, широкие потоки света или духовной способности. Все эти уровни сознают то, что находится за их пределами, а самый верхний, напрямую открытый в Сверхразум, осознает Истину-Сознание, превышающую его. Более того, эти силы находятся здесь, в самом эволюционирующем существе, поддерживают истину Ума и лежат в основе его действия, которое, в свою очередь, скрывает их; этот Сверхразум и эти силы Истины поддерживают Природу своим незримым присутствием; и даже Истина ума – это их результат, частично представляющие их осколочные образы. На этом основании кажется не только вероятным, но и неизбежным то, что эти высшие силы Бытия должны будут проявиться здесь, в Уме, точно так же как сам Ум проявился в Жизни и Материи.

Стремление человека к духовности – это внутреннее устремление духа, пытающегося выйти на поверхность, это Сознание-Сила, настаивающая на необходимости следующего шага в проявлении. Верно, духовное стремление до сих пор главным образом было направлено к иным мирам или, в своих экстремальных проявлениях, вело к духовному отрицанию и само-аннигиляции ментального индивида; но это лишь одна его сторона. Необходимость выйти из фундаментального неведения, преодолеть преграды тела, отбросить темный витал, избавиться от недалекой ментальности, необходимость первая и главная – достичь, сметая все препоны, духовного существа, духовного статуса поддерживала эту тенденцию и сделала ее доминирующей. Но присутствовала и другая, динамическая сторона духовного устремления – стремление к духовному овладению Природой и ее изменению, к духовному совершенству существа, к божественному преобразованию ума, сердца и самого тела: была даже мечта – или психическое предвидение – реализации, превышающей индивидуальное преобразование: новая земля и новое небо, град Божий, божественное нисхождение на землю, царство духовно совершенных, царство Божье не только внутри нас, но и вовне, в коллективной жизни людей. Какие бы неясные формы это устремление порой ни принимало, оно несомненно указывает на стремление скрытого духовного существа выйти на поверхность земной природы. 

Если тайная истина нашего рождения в Материи есть раскрытие духа на земле, если суть происходящего в Природе – эволюция сознания, тогда человек, такой, какой есть, не может быть завершающим звеном этой эволюции: Дух слишком несовершенно выражен в нем, и сам Ум слишком ограничен в своей форме и модусе действия; ментальное существо может быть лишь переходным существом. И если человек не в состоянии превзойти ментальность, он сам должен быть превзойден, должен явиться Сверхразум и сверхчеловек, которые встанут во главе творения. Но если ум человека способен открыться тому, что превосходит его, то и сам человек вполне способен придти к Сверхразуму и сверхчеловечеству, как минимум предоставить свою ментальность, жизнь и тело эволюции, ведущей к этому новому проявления Духа в Природе.

 


[i] Involution – «свертывание» духа; необходимая предпосылка эволюции, в результате инволюции дух скрыто присутствует в каждой частице материи.

[ii] Inconscience – несознание, отрицание сознания. Неологизм введен в перевод с тем, чтобы  различать unconscious (бессознательное) и  inconscious (несознание) употребляющиеся в оригинале.

[iii] сonsummated Truth-Consciousness

[iv] Бытие, Сознание, Блаженство – тройной принцип божественного существа; Сверхразум или Реальность-Идея – промежуточный принцип; Ум, Жизнь, Материя – тройной аспект, отражающий те же высшие принципы в земных условиях, в условиях подчиненности Неведению.

[v] hemispheres; высшая полусфера – СатЧитАнанда (Бытие, Сознание, Блаженство), низшая – Ум, Жизнь, Материя.

[vi] Supermind - уровень высшей полусферы, непосредственно примыкающий к низшей. Это динамическое сознание, превышающее как разум, так и множество последующих уровней ума, лежащих выше известных нам и не входящих в обычный человеческий опыт (такие как ум света, интуитивный ум,  и даже «надразум»  (overmind) – уровень богов). Согласно опыту Шри Ауробиндо, лишь сознание сверхразума способно радикально трансформировать этот мир (низшую полусферу).

 

 
       

  

Читать статью о Шри Ауробиндо, подготовленную Сергеем Третьяковым, который уже много лет назад переехал из Ярославля в город Ауровиль (Индия), где занимается преподавательской деятельностью и ведёт свою садхану.  

   

         
       

   Наверх   "О йоге"

  Вперед  Мать. "О религии"
                      Мать. "О йоге"
                      Мать. "О воспитании"
                      Ауровиль

Ярославская региональная общественная организация «Ярославский центр йоги»

1993 - 2008