|
Индия
2007-8 путевые заметки (часть 2)
Немного расскажу об индийской еде. Её особенностью
является большое количество специй, применяемых для придания ей ни с
чем не сравнимых вкуса, запаха, цвета. Те из нас, кто был в Индии
впервые, в большинстве своём достаточно быстро привыкли к остроте
и с удовольствием погрузились в изучение национальных блюд вместе
с теми, кому индийская кухня нравится уже давно. Особенно в начале
поездки мы пытались попробовать как можно больше. Иногда специально
брали разные блюда и пробовали друг у друга. Для новичков в этом деле
поначалу трудным было разобраться в неимоверно большом разнообразии
наименований блюд с традиционно индийскими названиями: доса, идли,
вада, дал, сабджи и т.п. Ну а потом стало полегче, и, думаю, сейчас
большинство уже может блеснуть знанием десятка хитро-мудрых названий.
Иногда мы пытались сами делать вариации полюбившихся блюд на нашей
кухне. Порой вполне удачно.
По утрам большинство индийцев едят досы. Доса - это такой
большой хрустящий блин, свернутый в большую трубу или конус (фото в
середине). К ней на
поднос ставят несколько небольших чашечек с разнообразными подливками.
Бывают ещё масала-досы - это когда внутрь этого блина кладут смесь
разнообразных овощей: картошка, лук, зеленый горошек. Стоит
одна порция от 15 до 25 рупий, что на наши деньги составляет 10-15 рублей.
Вообще-то в индийской кухне очень много всевозможных
"блинчиков": досы, чаппати, роти, пароты, наны и т.д. А недавно мы
попробовали новый "блинчик" - масала-кульчу (фото вверху справа). Все они отличаются
размером,
"хрустящестью",
формой, составом. Одни подают к острым блюдам как хлеб, другими едят,
обмакивая и
оборачивая рис или овощи. Часто к ним добавляют райты и чатни -
это салаты в простокваше и кокосовые соусы; в некоторых внутри запекают овощи. Всё это достаточно вкусно и недорого.
Что касается других
традиционных
блюд, то это рис в разных видах: плэн
райс, зира райс (на первом фото правая тарелка), бирьяни, кёрд райс,
самбар райс,
кашмир пулао и т.п.
А по-русски - это рис с различными специями, подливами, овощами,
простоквашей, фруктами и т.п. Можно заказать "милз" - это что-то
типа комплексного обеда. На фото внизу справа порция такого милза: три
сорта риса - панир-пулао, кёрд-райс, самбар-райс, а сверху овощи,
салаты и сладкие блюда, внизу можно разглядеть "блинчик" чапати.
Затем
идут блюда из бобовых - далы - их огромное количество. Много всевозможных овощных рагу (сабджи). Мы в
последнее время берём в столовой и сами любим готовить
палак-панир ( фото вверху посередине) и батер-панир-масала
(фото вверху слева, левая тарелка). Первое
блюдо зелёного цвета, а второе оранжевого, так как в их состав, помимо панира, входят шпинат и помидоры соответственно. А панир - это домашний сыр типа нашего адыгейского.
Очень
популярны в Индии самосы. Самоса - это треугольный пирожок из слоеного
теста с начинкой из картошки, зеленого горошка и других овощей
(фото вверху слева). Индийские сладости - это отдельная история. Всех
названий просто не упомнишь (на фото вверху
в середине лишь малая часть витрины). Мы время от времени покупаем на
пробу кое-что и вечером, беседуя за чаем, с удовольствием поглощаем. Ещё, конечно же,
фрукты: бананы разных цветов и размеров, ананасы, папайи, гуавы,
кокосы, сита-фруты, пэшн-фруты, мандарины, лаймы, гранаты и ещё много
того, названий чего мы и не знаем. На сколько это дешево в Индии, можете судить
сами - на фото фрукты, стоимость которых на наши деньги меньше,
чем 100 рублей.
Ну и индийский чай. Начнем с того, что чая, в нашем
понимании, здесь практически не пьют. А пьют чай с молоком, точнее
молоко с чаем. В разных частях Индии готовят его по-разному. Где-то сильно
взбивают чай, ловко переливая из стакана в стакан, высоко поднимая
один над другим, как настоящие циркачи. В результате напиток
становится как бы воздушным, успевает остыть, и сахар мешать уже не нужно. Иногда в напиток добавляют много специй,
и
получается острый масала-чай.
Мы частенько, путешествуя по Индии, останавливались где-нибудь в
придорожных кафэшках попить чайку. Правда "кафэшками" их трудно
назвать. Это больше похоже на островок из глубины веков. На
высоком железном столе, по краям которого просверлены дырки
под стаканы, стоят кастрюли с водой для мытья посуды, сосуды с раскаленными углями, чаны, в которых кипит молоко, огромный
закопченный самовар.Как будто всё это стоит здесь уже сотни лет, и словно сотни лет
здесь
готовят этот чай по заветной технологии - уверенно, спокойно, ловко...
Несколько раз споласкивают стакан в различных водах, странную
заварку смешивают с кипящим на углях молоком, фильтруют её через
какой-то черный сачок, взбивают напиток много раз и потом,
убедившись, что все ритуалы соблюдены, дают тебе его вкусить. Эта
своеобразная церемония, где-то рядом на улице громко играющая
национальная музыка, состояние, вызванное долгим путешествием,
незнакомая обстановка - всё это легко погружает тебя как бы в иной мир
или иной век,
замедляя
время, умиротворяя ум, приглашая к созерцательному проживанию
момента...
продолжение следует... , следите за новостями ...
Вы могли читать на нашем сайте страничку о Ганеше-
индийском божестве с головой слона. В Индии много храмов,
посвященных этому очень почитаемому божеству. Неподалеку от
Ауровиля, в г. Пондичерри, есть очень красивый храм Ганеши, в который мы
не раз заходили. Снаружи он примечателен тем, что у входа в него стоит
слониха Лакшми, благословляющая желающих своим хоботом. Эта процедура
выглядит следующим образом: Вы даёте в хобот слонихе
монетку, склоняете голову, и она слегка стукает Вас им по голове, а
монетку отдаёт хозяину, сидящему рядом. Особенно у детей это вызывает
массу положительных эмоций.
На фасаде здания много скульптурных изображений Ганеши,
всё это достаточно ярко и красочно. Внутри храма тоже очень красиво, но
там фотографировать нельзя, так что я постараюсь описать это словами.
По периметру храма - 40 различных изображений Ганеши: Ганеша
сидящий, лежащий, стоящий, с одной головой, с тремя, Ганеша в детстве,
Ганеша и его отец Шива, его мать Парвати, брат Муруган и т.д. В
центре храма главное место, где совершается богослужение. Туда стоит
очередь людей с дарами из сладостей и фруктов. По пояс голые
священнослужители устраивают пуджу (ритуальное священнодействие) с
чтением священных писаний, мантр, возжиганием огня. Пройдя чуть дальше,
Вы увидите достаточно большое скульптурное изображение из золота ( во
всяком случае там так написано). Обходя храм изнутри по часовой стрелке, Вы
встретите ещё несколько мест, где совершают пуджу. Вы можете дать
монетку, и священник даст Вам пепел, который индусы наносят себе на лоб
- это символ Шивы, далее Вам дадут красный порошок - им наносят на лоб красную точку - символ жены Шивы и матери Ганеши - Парвати.
Когда началась основная служба, под звуки барабанов и флейт
слониха пошла внутрь храма, еле-еле протискиваясь в ворота. Облаченные
в гирлянды из цветов и яркие шапки, по пояс голые священники повели
слониху внутри храма вокруг главного алтаря. Сзади тянули огромную
золоченую колесницу с изображением Ганеши, красочно украшенного
цветами, вслед за которой шли местные прихожане. Под звуки музыки
медленным шагом, пройдя три круга, процессия остановилась,
священнослужители дали возможность желающим прикоснуться к священному
огню для очищения. Затем всё опять вошло в свое русло. Мы ещё немного
постояли, купили несколько сувениров в подарок и пошли дальше.
Во время нашего пребывания в Ауровиле туда приезжала президент Индии. Она сходила на медитацию в Матримандир ( см. Ауровиль),
пообщалась с населением, побывала в Ашраме Шри Ауробиндо в Пондичерри.
Как и полагается, во время визита главы государства всё было оцеплено,
через каждые несколько метров стояли секьюрити. Матримандир тщательно
обследовали на предмет взрывчатых веществ с помощью специально
обученной собаки. В правилах посещения Матримандира есть такой пункт;
что все обязательно надевают на ноги белые носки. И вот, чтобы соблюсти
эту процедуру, собаке на все 4 лапы тоже одели носки.
По отзывам тех, кто встречал делегацию, президент осталась
довольна тем, как обстоят дела в Ауровиле. Руководители Индии
достаточно часто посещают Ауровиль, ашрам Шри Ауробиндо в Пондичерри,
начиная ещё с премьер-министра Индиры Ганди.
Российские официальные лица тоже не задолго до этого
побывали в Ауровиле. Если раньше Россию в Индии представлял
человек, являющийся одним из руководителей Рериховского общества, то
сейчас назначен отставной генерал. Так вот он в Ауровиль приехал
пьяным. Ходил по садам Матримандира, предлагая выпить на посошок. А
россиянам, которых собрали, чтобы те рассказали, как у них обстоят дела
и чем они тут занимаются, сказал: " Какое человеческое единство ?!
Никакого единства не будет !!!". Этим он поверг собравшихся в некую
задумчивость, мягко сказать. Да, вот такие у нас чиновники, ну что
поделаешь...
Нового года, который мы всё-таки отметили по-русски,
в Индии не чувствуется: ни новогодней суеты, ни ёлок, ни снега...
По традиции многие ауровильцы на новый в год в 5 утра собрались
встречать рассвет. Амфитеатр, где был заложен большой костер, был празднично украшен цветами и свечками. После того как костер догорел, была совместная медитация.
Большая часть нашей делегации уже вернулась в Россию. В Индии
осталось ещё двое наших. Через две недели к ним добавится ещё три
человека. Путевые заметки на этом заканчиваются, но на сайте
будет появляться ещё информация о нашем путешествии, впечатлениях,
полезные советы и т.д.
Пишите, что бы Вам хотелось ещё узнать, высказывайте своё мнение о прочитанном и.т.д..
Читать: Индия 2007-8 путевые заметки (часть 1)
Индия 2008-9 - часть 1 "Эллора"
Индия 2008-9 - часть 2 "90 лет Гуруджи"
Ярославская
региональная общественная
организация «Ярославский центр йоги»
1993
- 2007
|
|