Ступени
йоги.
Правильные
средства столь же важны, как и конечная цель. Патанджали перечисляет
эти
средства, называя их восемью членами или ступенями йоги на пути
духовного
поиска. Они таковы:
1.Яма (общие
нравственные
требования);
2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины);
3. Асана (поза);
4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания);
5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних
объектов);
6. Дхарана (концентрация);
7. Дхьяна (медитация);
8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате
углубленной
медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом
медитации
- Параматмой или Вселенским Духом).
Яма
и нияма контролируют страсти и эмоции йога, помогают жить в согласии с
ближними. Асаны сохраняют тело здоровым и сильным, в согласии с
природой. В
конце концов йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе
тело,
превращая его в подобающее вместилище для души. Первые три ступени
являются
внешним поиском (бахиранга садхана).
Две
следующие, пранаяма и пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и
тем самым
контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения
объектами
желаний. Эти две ступени йоги считаются внутренним поиском (антаранга
садхана).
Дхарана,
Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Йог не ищет Бога в
небесах,
зная, что Он внутри, что Он - Антаратма (Внутреннее Я). Три последние
ступени
помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Эти
ступени
называются духовным Поиском (антаратма садхана).
Глубокая
медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого.
Созерцающий,
созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга. Так
великий
музыкант сливается со своим инструментом и с музыкой, льющейся из него.
Тогда
йог пребывает в своем естестве и осознает свое Я (Атман) - часть
Верховной Души
внутри себя.
Путь
йоги.
Человек
идет к своему Творцу разными дорогами (марга). Деятельный обретает
реализацию
посредством Карма Марги, в труде и долге постигая свою божественную
сущность.
Эмоциональный человек - обретает ее посредством Бхакти Марги -
преданности и
любви к личному Богу. Интеллектуальный человек следует Джняна Марге, к
нему
реализация приходит через познание. Созерцающий и размышляющий следует
Йога
Марге и осознает свою божественную сущность посредством контроля над
умом.
Счастлив
человек, умеющий благодаря своей проницательности и мудрости отличать
действительное от нереального, вечное от преходящего и благое от
приятного.
Дважды благословен тот, кто знает
истинную любовь и способен любить все
Божьи
создания. Трижды благословен тот, кто трудится бескорыстно для блага
других с
любовью в сердце. Тот же, кто сочетает в своем смертном теле познание,
любовь и
самоотверженное служение, -свят, и к нему идут паломники, как к месту
слияния
рек Ганга,Сарасвати и Джамуны. Увидевшие его обретут душевный покой и
очистятся.
Ум
- царь чувств. Победивший свой ум, чувства, страсти, мысли и рассудок -
царь
над людьми. Он достоин Раджа Йоги, царственного союза со Вселенским
Духом. Он
обрел Внутренний Свет.
Подчинивший
свой ум - это Раджа-йог. Слово раджа значит царь. Выражение Раджа Йога
подразумевает полное владение своим Я. Хотя Патанджали объясняет методы
контроля над умом, он нигде в своих афоризмах не утверждает, что эта
наука -
Раджа Йога, а называет ее Аштанга Йога, или восемь ступеней (членов)
йоги. Но поскольку
подразумевается полное владение собой, можно называть это наукой Раджа
Йоги.
Сватмарама,
автор Хатха Йога Прадипики (хатха - значит сила, устремленное усилие),
называет
тот же путь Хатха Йогой, так как он требует строгой дисциплины.
Принято
считать, что Раджа Йога и Хатха Йога совершенно несходны, различны и
противоположны одна другой, что Йога Сутры Патанджали касаются
дисциплины духа,
а Хатха Йога Прадипика Сватмарамы занимается лишь дисциплиной тела. Но
это не
так: Хатха Йога и Раджа Йога дополняют друг друга, образуя единый путь
к
освобождению. Как альпинисту, чтобы взбираться на ледяные вершины
Гималаев,
нужны не только лестницы, веревки и обувь с шипами, но и физическая
подготовка
и дисциплина, так и адепту йоги необходимы знания и дисциплина Хатха
Йоги
Сватмарамы, чтобы достичь вершин Раджа Йоги, о которой говорит
Патанджали.
Путь
йоги - исток трех остальных путей. Он приносит спокойствие и
умиротворенность и
подготавливает ум к абсолютному неограниченному подчинению Богу, в
котором все
четыре пути сливаются вместе.
Из книги "Прояснение йоги". Шри Б.К.С. Айенгар.
Наверх "О
йоге"
Вперед "Садхана - путь к свободе"
"
Что
такое йога ?"
Шри
Б.К.С. Айенгар
Ярославская
региональная общественная
организация «Ярославский центр йоги»
1993 - 2007
|